Вера и дела

Вам, наверное, приходилось слышать, что, мол, Библией можно доказать что угодно. Сказать такую нелепость может только тот, кто не знает Библию. Когда это говорят человеку, читающему Библию поверхностно или знающему лишь отдельные отрывки из Библии, то такому человеку может все же показаться, что одно место из Библии противоречит другому. Но такое понятие создается всегда оттого, что эти отдельные стихи читаются не в контексте всего Писания.

Приведем такой пример. В Послании к римлянам, в 4-й главе, в 5-м стихе, сказано: «Не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.» То же самое мы читаем в Послании к ефесянам: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас… не от дел…» А в Послании Иакова сказано: «Человек оправдывается делами, а не верою только» (2:24). Как будто противоречие: из одного места можно понять, что человек оправдывается верой, а из другого — делами.

Так и в тексте нашего сегодняшнего разбора из Послания апостола Павла к римлянам как будто есть противоречие по отношению к тому, что он говорил в вышеприведенном тексте. Прочтем наш текст из 2-й главы Послания к римлянам, начиная с 6-ого стиха и по 10-й включительно: «…(Бог) воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина. Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину.»

Первое, что тут следует отметить, это то, что Бог будет судить каждого по делам его! Павел не говорит здесь ни о каких исключениях. Он говорит: каждый будет судим Богом по делам его. Но разве это не противоречие? Если спасение — по вере нашей, то как может Бог судить по делам человека, который не делами, а верой получил спасение?

Читаем дальше, и вопрос как будто еще более осложняется. Здесь говорится, что те, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, получат жизнь вечную. И немного ниже Павел повторяет ту же мысль и говорит: «Слава и честь, и мир всякому, делающему доброе…» Как это понять?

Тут, дорогие друзья, мы имеем яркий пример того, как необходимо при истолковании какого-либо места Священного Писания брать его в контексте всей Библии. Одно правило при чтении и изучении Слова Божьего никогда не следует забывать: любой текст, стих или предложение, взятые из Библии, являются неделимой частицей одного целого. Иначе говоря, ни в коем случае нельзя брать какой-нибудь отдельный стих из Священного Писания и истолковывать его, не определив, в каком отношении он ко всему Писанию. Любой текст, без исключения, не может быть изолированным, чем-то отдельным, не относящимся к остальному, он всегда будет частью одного целого.

Рассматривая наш текст таким образом, мы обнаружим, что эти два текста полностью согласуются с остальным учением Священного Писания.

Не раз мы указывали на факт, что все человечество делится на два разряда, на два класса. И этому нас учит Библия от начала и до конца. К одному разряду людей принадлежат те, которые покоряются Богу, а к другому — те, которые упорствуют и не покоряются истине. Иначе говоря, между этими двумя группами нет третьей, которую мы назвали бы нейтральной. Или человек за Бога, или против Него.

Итак, первое, что следует отметить в нашем тексте — это как раз то резкое различие между детьми Божьими и детьми мира.

К одному разряду принадлежат верующие, возрожденные, о них сказано в 7-м и в 10-м стихах нашего текста; это те, которые «постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия…» Ко второй группе относятся те, которые не знают Бога, о них говорится в 8-м и 9-м стихах так: «…они упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде… им ярость, гнев, скорбь и теснота», и это всякой душе, делающей злое.

Каждое чадо Божье, рожденное свыше, входит в класс добродетелей, которые ищут славы, чести и бессмертия. Им и только им принадлежит жизнь вечная. Но как это понять? Ведь говорится, что постоянством в добром деле они приобретают жизнь вечную, и в то же время сказано, что они будут судимы по делам своим. Ведь Павел ясно говорит в 3-й главе того же Послания, что нет делающего добро, нет ни одного. Снова как бы налицо противоречие?

Да, наш ветхий человек, старый Адам, не может произвести ни одного доброго дела. Это действительно так. Ни одно его старание совершить доброе не может удовлетворить требования Бога. Почему? Потому что человек по своей натуре греховен. Он, как говорит Писание, помрачен в разуме, отчужден от жизни Божьей по причине невежества и ожесточения сердца своего. Он — чадо гнева и мертв по преступлениям своим. Вот почему он не в состоянии угодить Богу. Он во вражде с Ним, и гнев Божий пребывает на нем.

Но Бог нашел выход для человека из его печального положения. Он, Бог Отец, послал Сына Своего Единородного в этот мир, чтобы Он Своею заместительной смертью примирил грешника с Собою. Святость и справедливость Божьи требовали этого, и теперь Бог предлагает всем людям спасение верой в Сына Его, Иисуса Христа.

И что заключено в этом спасении по вере? Грешник своей верой полностью оправдывается пред Богом! Он стоит праведным перед Святым Богом благодаря праведности Иисуса Христа.

Но своей верой грешник не только полностью оправдан, но, по вере в Сына Его, Бог рождает его заново. В нем живет другой человек, новый, возрожденный христианин. Это новое творение, созданное Богом, способно совершать добрые дела, угодные Богу. Это новое творение ищет славы, но не своей славы, а Божьей. Этот новый человек не просит чести для себя, но всю честь и хвалу он отдает Христу. Это, дорогие мои, отличительные признаки чада Божья.

«Но что для меня раньше было преимуществом, — теперь говорит он, — то ради Христа считаю ничем. Да и все почитаю тщетою (т.е. ничем) ради превосходства познания Иисуса Христа, Господа моего… Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божья во Христе Иисусе» (Филип. 3:7-8,14).

Но тут Павел указывает еще на один признак чада Божьего, а именно, что он ищет бессмертия. Душа, омытая кровью Христа, не боится смерти. Почему? Потому что она знает, что через смерть она входит в бессмертие, в вечность.

Слово Божье говорит, что Христос избавил ее от смерти, от страха смерти. В этом рабстве страха смерти душа находилась до тех пор, пока верою не приняла Христа. Смерть для грешника всегда была скорбью и теснотой. Но для верующего смерть — это жизнь вечная со Христом. Угодить Богу возможно только через веру. Иначе говоря, все возможно верой. «…благодатью вы спасены чрез веру… не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2:8-9).

Но такая вера, живая, угодная Богу, должна дать и свой плод. Почему мы читаем сразу после этого во 2-й главе Послания к ефесянам в 10-м стихе следующее: «Ибо мы», мы — это те, которые верою приняли Божий дар спасения, мы, которые верою в Сына Божья родились заново, ибо «мы — Его творение».

Наша часть в деле спасения — верить! А Дух Божий в ответ на нашу веру возрождает нас, делает нас новым творением.. «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. 2:10).

Да, наш падший, греховный человек, наше властное «я» не в состоянии совершить ни одного доброго дела; но наш новый человек, созданный во Христе Иисусе через веру в Него, способен сделать это. Поэтому чадо Божье смело говорит: «Для меня жизнь Христос, и потому все могу в укрепляющем меня Иисусе.»

Весь секрет этой новой жизни апостол Павел суммировал в своем Послании к галатам, когда он сказал: «И уже не я живу, но живет во мне Христос.» Значит, добрые дела совершает уже не ветхий Савл, а новый Павел во Христе Иисусе. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе.» И дальше в этом же стихе (2:20) он говорит: «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.»

Вы заметили, что он говорит? Пока он здесь живет во плоти, то его вера производит этот нужный контакт с живым Христом. Вот почему вера так необходима! Она так же обязательна, как электрический провод от генератора, то есть от источника энергии, без которого нельзя пользоваться током. Если провод соединен с генератором, то он будет действовать. Сам по себе он, будь то утюг, лампа, холодильник, магнитофон, пылесос, — мертв. Но только при контакте с генератором посредством провода происходит необходимое соединение, которое производит желаемое действие. И по этому действию мы знаем, что контакт установлен.

Так и с человеком. Его вера познается по делам его. Вот почему мы читаем в Послании Иакова: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? И исполнилось слово Писания: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. И он наречен другом Божиим.» Видите ли, человек оправдывается делами, а не верою только. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.»

Тут нет никакого противоречия: ибо вера так же связана с делами, как физическая жизнь — с нашим телом. Они нераздельны. Поэтому, когда Христа спросили, что нам делать, чтобы творить дела Божьи, Иисус ответил: «Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.» Они спрашивают о делах Божьих, а Иисус говорит им об одном деле Божьем — о вере! От нее и исходят дела, угодные Богу.

Всем нам знакома 11-я глава Послания апостола Павла евреям. Это глава веры. Начинается она примером веры Авеля: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как свидетельствовал Бог о дарах его; ею он по смерти говорит еще.»

В книге Бытие, в 4-й главе, мы читаем эту историю о Каине и Авеле, там сказано: «И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел.» Вы заметили, в каком порядке поставлены Авель и Каин и их дары? Вначале — человек, а потом — его дар. Неправильно будет думать, хотя в этом и есть доля истины, что Бог, отказав дару Каина, отказал или не принял самого Каина; или, что Бог, приняв дар Авеля, этим принял и самого Авеля. Здесь нужно придерживаться того порядка, который установлен Автором Священного Писания. Бог принял Авеля и потому принял его дар; Бог отверг Каина и потому не принял его дар. Видите, дар Каина показал то, кем был Каин по существу; а дар Авеля показал, кем был тот, кто принес этот дар. Поэтому одному было отказано по причине того, кем он был в глазах Божьих, а об этом свидетельствовал принесенный им дар. Другой же был принят Богом, потому что принесенный им дар говорил о том, кем был он сам. Вот почему сказано: «И призрел Господь на Авеля и дар его; а на Каина и на дар его не призрел.»

В Послании к евреям подчеркивается та же мысль: «…верою Авель… получил свидетельство, что он праведен, как свидетельствовал Бог о дарах его.» Мы видим, что дары братьев показали, кем они были. В основном, тот и другой брат были грешниками, но один верил, а другой нет. Тот, который верил, сделал доброе дело верою своею: он принес жертву, угодную Богу. Тот, который не верил, поступил по упорству и непокорности омраченного сердца своего, и хотя он тоже принес дары, но его дары Бог не мог принять.

Вот почему тут же, в 11-й главе Послания к евреям, мы читаем: «…а без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.» Авель поверил Богу. Вот здесь начало. «Верою Авель принес жертву лучшую, нежели Каин.» Почему лучшую? Потому что Авель поверил Богу. Своею жертвою Авель признал то, что Бог открыл Адаму и Еве, его родителям, и что они, в свою очередь, передали ему и Каину: будучи грешниками, они могут приступить к Богу только через невинного посредника. Верой он, Авель, признал этот единственный путь — доступ к Богу через смерть другого, в данном случае — через невинное животное. Своим даром он признал не только свою греховность, но и святость, правосудие и милосердие Божье.

Дары, принесенные Каином, всего этого не признавали. Он поступил не по воле Божьей и потому не по вере. Каин поступил по мнению своего надменного, упорного и нераскаянного сердца. Он думал угодить Богу делами своей падшей натуры. Он хотел быть принятым Богом на своих условиях. А это невозможно. Вот почему у Бога имеют силу не добрые дела наши, а только вера, живая вера в Иисуса Христа. Первое доброе дело, которое произвела вера Авеля — это была жертва, которую он принес Богу. Ею он получил свидетельство, что он праведен.

Но заметьте, что жизненный элемент подлинной веры никогда не умирает. Тут сказано, что верою Авель и по смерти говорит еще. Что Авель говорит по смерти? Вы помните, Бог сказал Каину о взывающей крови брата его, Авеля: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне»? О чем взывала кровь Авеля? Об отмщении? Нет, дорогие мои, кровь Авеля вопила об избавлении, об искуплении и примирении, о возвращении к Богу. В пролитой крови праведного Авеля Бог услышал зов, вопль порабощенного грехом и дьяволом человека. И вопль этот Бог не только услышал, но и ответил на него. Слава Ему вовек!

Бог ответил на этот вопль отчаяния кровью Сына Своего, Иисуса Христа. С того дня, дорогие друзья, кровь Иисуса Христа говорит каждому из нас, что искупление совершено! Ты кровью Иисуса Христа получил прощение твоих грехов, ты через жертву Иисуса Христа стал оправданным пред Богом, и ты получаешь спасение. И все это возможно верой в Иисуса Христа, верой в пролитую кровь Его Сына. Ты должен только прийти к Богу с верой, и тогда ты будешь спасен. Этот шаг будет первым плодом твоей веры, первым добрым делом, принимаемым Богом.

Верь, мой друг, и живи. Ты спрашиваешь, что тебе делать, чтобы творить дела Божьи? «Вот дело Божие, — говорит Христос, — чтобы ты веровал в Того, Кого Он послал», то есть в Иисуса Христа. Знай, что без Христа ты в том же положении, в котором был Каин. Гнев Божий пребывает на тебе. Но сегодня ты можешь быть спасен. Приди таковым, как ты есть. Кровь Иисуса Христа может сделать тебя снега белей. Ты должен только прийти к Богу с верой, с верой в пролитую кровь Его Сына, и тогда ты будешь спасен.

«Имейте веру Божию», — говорит Христос.

 

 

 

Автор Ярл Пейсти
05:05:2009 г.

Добавить комментарий