Похвальное недоверие

 

сучок в глазе брата Мы весьма несовершенны: не обладаем достаточными знаниями, затрудняемся в принятии решений и хотя предпринимаем отчаянные попытки поступить правильно, часто ошибаемся.  Недаром говориться: «Самые большие ошибки в жизни начинаются со слов: «Так будет лучше…».  Мы нуждаемся в  правильных советах и обучении. Нуждаемся в лидерах, которые своим примером помогали бы идти в верном направлении. Мудрый Моисей, мужественный Иисус Навин, одаренный псалмопевец Давид, святые апостолы  нуждались в советах и примерах.  Библия поощряет  обращение за помощью: «Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Прит.15:22). «Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым». (Прит.19:20).

Однако в этой области нужно быть очень осмотрительным. Во все времена  хватало недобросовестных советчиков, которые либо по невежеству, либо по злобе направляли доверчивую  душу навстречу неприятностям. Близкий мне человек искал надежное средство от диабета. Однажды он наткнулся на объявление о чудодейственном методе, якобы способном навсегда исцелить от болезни. Он заплатил за посылку хорошие деньги и получил копию одной из тех дешевых книжиц, которых полно в любом магазине. Его доверчивость сыграла на руку предприимчивым мошенникам.

Если в практической области вредоносность совета проявляет себя довольно быстро, то в духовной, где не пользуются линейкой и циркулем, трагические результаты ошибочных решений  проявляются значительно позже. Нам заповедано проявлять недоверчивость — ведь на кону может оказаться спасение души: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они»  (1Иоан.4:1).

«Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук.6:39-46).

 

Короткой притчей о двух слепцах Иисус Христос призвал Своих слушателей не доверять судьбу  негодным наставникам. В тексте указаны три сорта людей, за которыми не стоит следовать.

1.Не доверяйтесь людям, не имеющим библейских нравственных качеств!

Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

Слепыми вождями, которых нужно было остерегаться, являлись книжники и фарисеи, считавшие себя властителями дум. Их авторитет в народе был очень высок. Некоторые из них находились среди слушателей Христа.  Господь знал, что после Его «аминь» они сразу же поведут разрушительную работу в умах  людей, подвергая сомнению каждое Его слово. Потому Он предупредил слушателей не следовать за ними. И на этот счет у Него были серьезные основания.

  • Слепые вожди пренебрегали Писанием

Фарисеи и книжники не только вознесли свои суждения превыше Писания, но и практически устранили его мнением старцев. Они неукоснительно  соблюдали человеческие установления и учили этому других (Мр.7:6-13), а Слово Божие пренебрегалось. Кроме того, слепые вожди отвергали самые важные положения Писания. В страстной обличительной речи накануне крестных страданий Господь со скорбью обличал вождей Израиля: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матф.23:17-23).

Эти три качества идут в одной связке и характеризуют человека, которому можно доверять.

Суд есть способность выявить истину. В нравственной сфере  истина полно и ясно выражено в Божьем слове. Следовательно, любить суд – значит соотносить все помыслы и действия со словом Бога. К сожалению, большинство  людей навеки погибнут из-за нежелания докапываться до истины.

  Как-то я разговаривал с женщиной, увлеченной книгами господина К. По ее мнению, советы этого человека вернули ей здоровье.

— Он знает Библию, — заверила меня женщина.

— А что, по его мнению, будет с душой после смерти?

— Душа переселится в другого человека, который народится на тот момент.

— Но Библия учит иначе: человеку положено однажды умереть, а потом суд.

— Мне неважно, что говорит Библия и что будет потом, лишь бы сейчас  было здоровье!

            Милость  — это  способность к снисхождению и прощению. В каждом человеке океан порочности и очень легко его за это возненавидеть. Однако кто не проявляет милости к человеческим слабостям, не способен дать правильные советы. И.В. Каргель вспоминал, как он встречал различное отношение ссыльных верующих к своим гонителям. Одни  бранили гонителей,  другие прощали врагов и за них молились. Потому первые страдали за своеволие, а вторые за Христа.

Абрам Андреевич Нейфельд, пресвитер из села Сузаново Оренбургской области, был приговорен за религиозные убеждения к тюремному сроку. После суда он пожал руку общественному обвинителю и сказал «До свидания!». Впоследствии этот человек признался, что рукопожатие  жжет  ему сердце.

Вера – доверие промыслу Богу, покорность Его святой воле, явленной в Писании. Упомянутый выше брат А.А. Нейфельд, не получив места на нарах, устроился спать на полу. Его брат по узам возмущался этой неустроенностью.  «Разве мы можем что-нибудь изменить?» — спросил пастырь — «если нет, то зачем возмущаться? Предадим эту нужду Господу!».  Нейфельд верил, что Бог контролирует все и допускает нужные испытания детям своим. К их изумлению, заключенные потеснились и дали им место на нарах. Разве удивительно, что к Абраму Андреевичу всегда приходили люди за советом? Без доверия Богу человек духовно слеп и не даст спасительного совета.

  • Слепые вожди уверены в своей непорочности

«И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.  Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Иоан.9:39-41). Уверенность в своей непорочности – серьезный симптом духовной слепоты.  Такой человек никогда не сможет познать путь спасения. Ведь Иисус пришел спасать не праведных, а грешников. Самые лучшие святые не были уверены в своей праведности,они доверяли Богу сказать о них свое Слово.  Давид молился: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс.138:23,24). Апостол Павел признавался: «Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1Кор.4:4).

  • Слепые вожди отвергали Христа, как Божьего Сына и Спасителя

Книжники и фарисеи пристально наблюдали за деятельностью Христа: слушали Его наставления, оценивали чудеса. Они вступали с Ним в прения, ища повод обвинить Его в политической или религиозной неблагонадежности. На все их вопросы Христос давал непревзойденные ответы. Они не могли уличить Христа в неправде. Вот их свидетельство: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице» (Матф.22:16). Несмотря на это, они искали смерти Христа. Они ненавидели Его как конкурента и как обличителя их показушной веры. Они завидовали Христу и искали повода убить Его. В страстную Пятницу они возбудили народ отречься от Него и просить свободу разбойнику Варраве. С их подсказки толпа кричала Пилату: «Кровь Его на нас и на детях наших». Что они просили, то и получили для себя и своих потомков.

Если кто-либо не чтит Христа и Его слово и собирается учить вас уму-разуму, не слушайте его. Он доведет вас до падения. Пусть вашими наставниками будут любящие Христа! В таком случае вы отразите в себе их качества и навыки. Христос сказал: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его».  Если вы изберете добрых наставников,  у вас есть шанс в будущем наставить других.

 2. Не доверяйтесь людям, которые не прилагают сил к собственному исправлению.

Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Утверждение, что все грехи одинаковы, вызывает столько же сомнений, сколько заявление, что пуля и атомная бомба – одно и то же. И то и другое плохо и смертоносно, но в разной степени. Так и с грехами. Есть малые грехи, наподобие сучков, и большие грехи —  словно бревна. Вред от них неодинаков, потому они влекут  за собой различное наказание.

Люди, за которыми нельзя следовать, ревностно стремятся исправлять мелкие грехи других, не замечая в себе бревен пороков.  В обличительной речи против фарисеев в 23 главе от Матфея Иисус Христом обозначил  их главный порок — лицемерие. Три десятка лет спустя апостол Павел обличит их в том же самом: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:17-24).

Увы! ничего не изменилось за три десятилетия в характере грешных иудеев! Все та же претензия учить и вести за собой людей, и все то же потакание грехам. Никаких уроков из прошлого не извлечено, бревна грехов продолжают громоздиться  на удивление небесам и удовольствие преисподней.

Как трудно человеку работать над собой! Обличение человеческих пороков — самое легкое дело,  а чтобы их исправить, нужно очень постараться избавиться от них в собственном сердце, и только тогда будет ясно, как исправить ближнего.  Тот, кто познал мерзость своих пороков и трудность их искоренения, будет сострадать людям и деликатно  помогать.  Если вам нужны добрые советники, то не ищите их среди тех, кто постоянно цепляется за незначительные провинности и нещадно критикует других. Ищите  простых и и смиренных людей, которые идут путем освящения, признают свое несовершенство и не осуждают других. Такие принесут вам пользу!

3. Не доверяйтесь тем, в ком нет доброго сердца.

 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Сорт плода определяется природой дерева, а не внешними условиями. При любой погоде яблоня останется яблоней, а терновник терновником.  Так и сущность человека определяется не влиянием внешних факторов, а его злой или доброй природой. Это различие между злыми и добрыми проходит красной нитью через Писание. Добрым доставляет удовольствие жить по нравственным законом Бога и из доброго сокровища сердца своего выносить добрые слова и поступки. Злые люди живут по иному. Далеко не все из них принадлежат к уголовному миру. Напротив, в гражданском отношении они могут быть интересными и талантливыми людьми.  Но в очах Бога они злы. Именно это имел ввиду Христос: «…вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим» (Матф.7:11). Единственная добродетель людей — бескорыстная любовь к детям, в остальном же они злы.  Зло определялось Господом шире, чем только причинение страданий:  «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мар.7:21-23).

Такова беспристрастная оценка человека! Зло — это не только поступки, но и  недобрые, блудные помыслы,   зависть,  гордость, нежелание рассуждать. Зло укоренено в  природе человека. Если «архитекторы прячут свои ошибки под плющом, врачи под землей, а хозяйки под майонезом» (Бернард Шоу), то грешный человек скрывает зло своего сердца под маской религиозности, порядочности, самооправдания. Насколько прав был апостол Иоанн: «…весь мир лежит во зле» (1Иоан.5:19)!

Освободить от тирании зла может только Христос. Он изменяет грешника, возрождая его Духом Святым. И эта новая природа проявляет себя в добрых плодах, указанных в 1 Петра 1:5-8: «…то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2Пет.1:5-8). Ищите таких наставников и вождей, которые пережили на себе исцеляющее воздействие Божьей благодати и подражают Христу.

Служитель Евангелия А.Г. Дубовой в книге «Небесные искры не гаснут»  вспоминал:

«Когда уже у нас началось пробуждение, то священник Александр стал натравливать людей, рассказывая о нас всякие небылицы… Так он подбил на это одного здорового, крепкого парня, занимавшегося спортом — Еремия Бабенко… И вот приходит однажды на собрание этот юноша. Ну, понятно, под хмельком. И так это спокойно зашел он в комнату, где мы собирались, что мы даже подумали, пришел человек слово Божие слушать. Радуемся, что есть еще один брат для царствия Божьего. В этот день проповедовал Василий Андреевич, старший наш брат. И вот этот парень, ни слово не говоря, подошел к тумбочке и так ударил нашего старичка, что тот упал навзничь. Мы до того растерялись, что даже не сразу осознали происшедшее. Никто не бросился на помощь Андреичу: только переводили взгляды с Еремии друг на друга, не решаясь что-то предпринять. А когда первое замешательство прошло, старший наш уже поднялся с пола.  Кое-как распрямился он — человек-то уже сильно в годах! — и тихо так говорит Еремии:

— Хороший ты парень, Еремия. Знаю я отца твоего, и мать знаю: уважаемые, хорошие люди. И тебя, наверное, растили, чтобы ты такой же хороший был.  Тебе, оно бы, конечно, против дьявола да зла его сражаться, но ты почему-то решил сражаться со мной. Но я — человек верующий — чем-то могу ответить тебе?  Только благословением. Так пусть благословит Господь тебя и родителей твоих… а когда будешь иметь жену и детей, чтобы всегда у тебя было молоко, белый хлеб и мед. Что еще? Да, можешь сказать, что цели своей ты достиг: мне и правда очень больно.

Мы с разинутыми ртами смотрели на все происходящее и снова ничего не могли понять. Как это так, что зашел человек со злым намерением и (намерение это исполнил: зло сделал!) а Андреич еще и благословляет его?! За что! Но вопросов этих так никто не задал. Еремия же угрюмо покосился на всех, постоял немного — и вышел. А на следующий день возвестил большую радость для неба и для церкви: рано утром прибежал Еремия к Василию Андреевичу и поклонился до земли.

— Дяденька, — говорит дрожащим от волнения голосом а у самого слезы на глазах,  — помолись Господу Богу за меня. Ночью было мне откровение и такой стыд объял меня за мой поступок — хоть в петлю лезь! А потом я понял, что только вы можете помолиться за меня и тогда Бог простит мне. Помолитесь, пусть Бог простит мои грехи, а я обещаю служить Ему, как служите вы». Дай нам Бог таких добрых наставников, как Василий Андреевич!

И последнее замечание. Есть закон нравственного притяжения. Его суть в том, что каждый ищет себе подобного: злой — злого, добрый — доброго. Этот закон подтвержден Писанием: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;  и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4:3,4). Порочные люди избирают порочных учителей.  Духовно слепой царь Ахав любил грех, и потому избрал себе советниками слепых и бессовестных пророков, которые предвещали ему блистательную победу. Он не желал слушать пророка Михея, поскольку тот говорил ему неприятную правду. Конец Ахава был трагический — его вывезли с поля боя умирать. Не знаю, раскаялся ли он перед смертью или негодовал на  лжепророков, но расплата за доверчивость была огромна. К ней привело царя испорченное сердце. Если вы желаете обрести верных наставников, начните с настоятельной молитвы Богу о преображении вашего сердца. Только обновленное сердце их найдет и прислушается к ним.

Related Posts

Добавить комментарий